Пятый рейс / Юрисдикция  
Пятый рейс
Тонкости дела
Стратегии и перспективы
Маркетинг эксклюзива
Юрисдикция
Ценителям эксклюзива
Гешефт
Карьера Титанов
Клуб Пенни-Сток
Денежные перцы
Сочный эксклюзив
Эпопея "наличных"
Анекдоты

    
      
Рецепт доктрины

В контексте всеобщей интеграции и процесса глобализации чуть ли не во всех сферах человеческой жизнедеятельности рано или поздно встают вопросы национальных доктрин. Информационной открытости (и в пару – информационной безопасности), экологической, аграрной, внешнеполитической. Настало время, кажется, и для доктрины повышения глобальной конкурентоспособности страны. По крайней мере, об улучшении позиционирования России на мировых рынках, увеличения в экспорте удельного веса продукции с более высокой долей добавленной стоимости сейчас заговорили на разных уровнях.

С одной стороны, мнение, что в таковой доктрине есть необходимость, официально высказал Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, выступая на международной конференции "Формирование рыночной экономики" в швейцарском городе Лугано. С другой стороны, еще раньше эксперты начали обсуждение актуальности этой доктрины в настоящее время.

Вполне очевидно, что выход страны на конкурентоспособный уровень важен сам по себе. Доктрина же призвана лишь постулировать пункты стратегической программы действий. Вопрос в том, что ляжет в основу этой программы. Скажем, направление деятельности, выбранное Счетной палатой, ясно: ускорение экономического развития России невозможно без модернизации всей системы управления бюджетом в целях повышения результативности бюджетных расходов.

Соответственно, первейшая цель – реформа бюджетной системы. То есть отказ от сметного финансирования (которое вызывало к жизни такую практику, как растрату всех отпущенных средств вне зависимости от результатов) и переход к бюджетной системе, ориентированной на конечный результат. Предполагается устанавливать лишь верхнюю границу затрат, так чтобы бюджетополучатели могли оптимизировать свою деятельность, направляя сэкономленные средства на собственные нужды.

Но это лишь обсуждаемая общая мера. Тогда как если речь идет действительно о развитии конкурентоспособности, мысль ведет в ином направлении. Как то: приоритетное развитие тех или иных областей отечественной экономики. Так вот в деле развития собственно реального сектора, позиция властей ограничивается функциональными приоритетами: импортозамещением, закреплением на внешних рынках, повышением инновационной направленности развития бизнеса и так далее.

В определенном смысле это и понятно: сложность в том, что в настоящее время предугадать зоны будущей специализации страны в системе мирового разделения труда довольно проблематично. Имеющиеся на сегодня исследования возможной специализации России в системе мировых рынков, к сожалению, не дают ответа на вопрос – какие конкретно конкурентные позиции страны следует реализовать в первую очередь.

Впрочем, одна зацепка все же существует. А именно: общей мировой тенденцией является на данный момент рост в структуре государственной финансовой поддержки доли ассигнований на содействие экспорту и региональному развитию. Соответственно, предполагается, что государство через банковскую систему и систему гарантий и льгот стимулирует развитие этих направлений.

Кроме этого, немаловажную роль в поддержке экспорта имеет реформа налоговой системы. Скажем, введение налогового поощрения экспортеров (освобождение организаций-экспортеров от налога на добавленную стоимость на авансовые платежи; снижение налога на прибыль в течение срока окупаемости инвестиционного проекта; уменьшение налогооблагаемой базы экспортера на сумму расходов, связанных с рекламной деятельностью по продвижению товара на экспорт; снижение размера государственных пошлин и тому подобное).

На сегодняшний же день мы видим некую противоречивость происходящего. С одной стороны, государство готовится принять доктрину повышения конкурентоспособности, предлагая конкретные шаги в деле реформирования бюджета. С другой же стороны, для формирования этого самого бюджета проводит такую налоговую политику, которая не плодотворна в контексте развития конкурентного потенциала страны (конкретно – поддержки экспорта). Взять хотя бы закон, предусматривающий отмену 30-процентного акциза на природный газ… с одновременным увеличением ставки налога на добычу природного газа, а также экспортной пошлины (с 5 до 20 процентов).

Впрочем, не стоит забывать: нуждается ли Россия в национальной доктрине повышения конкурентоспособности экономики – вопрос не только к государству. В контексте усиливающейся глобализации (в частности, предстоящего вступления в ВТО) это вопрос и к обществу в целом. Поскольку важно оценить проблемы, связанные с риском возможных социальных издержек и потери – ввиду быстрой интеграции в систему международного разделения труда – ряда отраслей и производств.

С не меньшим успехом можно адресовать этот вопрос и российскому бизнес-сообществу, для которого уже сегодня крайне важно составить представление о своем месте в системе мировой экономики и выработать стратегию позиционирования на внутреннем и внешнем рынках. Возможно, с учетом позиций этих групп, верный рецепт доктрины в скором времени все же будет найден.

"Info Bridge Communication"
er
  © hautefinance
© design by: directdesign