Пятый рейс / Юрисдикция  
Пятый рейс
Тонкости дела
Стратегии и перспективы
Маркетинг эксклюзива
Юрисдикция
Ценителям эксклюзива
Гешефт
Карьера Титанов
Клуб Пенни-Сток
Денежные перцы
Сочный эксклюзив
Эпопея "наличных"
Анекдоты

    
      
Грядут перемены...

Как известно, Правительство и Президент РФ в последнее время неоднократно заявляли о необходимости вступления России во Всемирную торговую организацию, членство в которой, помимо прочих условий, предполагает свободный доступ на наш рынок западных банков.

Возможное появление на финансовом рынке западных банков, и связанное с ним перераспределение российских инвестиций и отток потенциальных и существующих клиентов банковских кредитных организаций к иностранным конкурентам, не могло не вызвать обеспокоенности российских финансовых кругов. Как следствие, появились проекты модернизации российской банковской системы, смысл которых, по - мнению аналитиков, сводится к тому, чтобы или отсрочить вступление России в ВТО, или хотя бы войти в нее с оговорками, обеспечивающими стабильное функционирование отечественных банков.

Известны два проекта реформирования банковской системы: один проект представлен Российским союзом промышленников и предпринимателей, другой – Банком России.

По проекту РСПП, автором которого является А. Мамут, председатель Совета директоров МДМ-банка и член бюро РСПП, все банки необходимо классифицировать по трем группам: система Центрального банка (головной офис плюс главные управления по территориям), федеральные банки с генеральной лицензией (включая Сбербанк и госбанки) и региональные банки. Для получения генеральной лицензии банки в течение трех лет должны будут увеличить собственный капитал до 3 млрд. руб. (не менее 100 млн. долларов США), а для получения лицензии регионального банка достаточно будет нарастить собственный капитал до 200 млн. руб. (не менее 7 млн. долларов США). При этом региональные банки получат право проведения операций на территории конкретного региона. Для совершения операций за рамками своих территорий региональные банки каждый раз будут вынуждены получать разрешение Центробанка.

Программа Центрального банка, уточненная на третьей сочинской Всероссийской конференции, также предполагает увеличение капитализации банковской системы. По проекту ЦБ банками останутся кредитные организации с собственным капиталом не менее 50 млн. долларов США (1,5 млрд. руб.). Банкам, собственные средства которых в течение предстоящих двух лет не достигнут указанной цифры, банковские лицензии предстоит сменить на лицензии небанковской кредитной организации. Помимо указанных положений концепция Центробанка предусматривает введение обязательного государственного гарантирования частных вкладов населения во всех банках, а не только в Сбербанке, как сейчас; выход ЦБ из капиталов госбанков (по настоянию МВФ). В предстоящей банковской реформе Банк России надеется сохранить за собой функции банковского надзора. По мнению Президента-председателя Правления Внешторгбанка Ю. Пономарева, высказанного им на конференции «Инвестиции в будущее» в г. Москве, предложения о создании отдельного органа по банковскому надзору в настоящее время нецелесообразны. По предположению Ю. Пономарева необходимость в создании отдельного органа надзора за участниками рынка финансовых услуг возникнет через 10-20 лет, когда коммерческие банки перестанут быть основными участниками финансового рынка, и им на смену придут различные инвестиционные, брокерские, лизинговые компании и другие финансовые посредник.

Оба варианта реформирования сходятся в одном – в необходимости перехода банками на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили заместителя председателя Правления "Ист Бридж Банка" - Ермолаева Владимира Витальевича.

«Исходя из общих политических тенденций российским банкам, вероятнее всего, в ближайшие годы предстоит процедура наращивания собственного капитала. В вопросе о размере собственных средств, который позволит коммерческому банку беспрепятственно осуществлять банковские операции, на наш взгляд необходимо поддержать небольшие банки: собственный капитал банковской кредитной организации должен быть не ниже 200 млн. руб. (7 млн. долларов США.

При этом установить для вновь создаваемых банковских кредитных организаций минимальный размер уставного капитала в размере 1 млн. долларов США (расчет может вестись в евро, как в настоящее время), но с тем условием, что в течение первых десяти лет банк нарастит свои собственные средства до 7 млн. долларов. Банкам, не справившимся с наращением, банковские лицензии должны быть заменены лицензиями небанковских кредитных организаций.

Возможно внесение в концепцию банковской реформы предложения об увеличении минимального размера собственных средств банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии. Собственный капитал таких банков должен быть не менее 50 млн. долларов США (1,5 млрд. руб.). Данное предложение содержит под собой логическое обоснование. Как известно, получение генеральной банковской лицензии предоставляет банку возможность открытия филиала на территории иностранного государства, а также совершения более широкого спектра операций и сделок. Увеличение минимального размера собственного капитала банков – обладателей генеральной лицензии, в большей степени гарантирует интересы клиентов и инвесторов.

Предложение РСПП об ограничении деятельности региональных банков рамками конкретной территории представляется в принципе нецелесообразным. Построение деятельности банков в пределах РФ по территориальному признаку, по сути, представляет собой монополизацию рынка банковских услуг в руках банков - обладателей генеральной лицензии.

Указанное ограничение увеличит сроки совершения отдельных операций региональными банками, что не сможет не повлечь отток клиентов в банки, имеющие более широкие полномочия. Потребуется законодательное разделение операций, которые могут совершать региональные и федеральные банки, что не улучшит наше и без того не самое систематизированное банковское законодательство. Разграничение операций приведет к возложению дополнительных функций на Центральный банк РФ по согласованию операций региональных банков и контролю за их деятельностью. Существующая в настоящее время двухуровневая система отвечает задачам экономического развития РФ. Не стоит забывать, что банки, обладающие генеральной лицензией, обладают заведомо большими возможностями деятельности, чем обычные банки. Установление дополнительных территориальных ограничений вряд ли будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране и здоровой конкуренции в сфере финансовых услуг».

Безусловно, положительным моментом банковской реформы может стать распространение закона «О гарантировании вкладов населения» на все банки. Это привлечет частных вкладчиков в коммерческие банки, что позволит им нормально конкурировать со Сбербанком.

Основной задачей банковской реформы, по нашему мнению, должно стать приближение банковской деятельности к международным стандартам. Это означает – улучшение качества банковских услуг, повышение ликвидности банков и их надежности, установление системы стандартов и нормативов, обеспечивающей принятие банками рисков, адекватных структуре их капитала и прозрачность всей банковской деятельности».

er
  © hautefinance
© design by: directdesign